Святитель Дионисий, восьмой суздальский иерарх, в миру Давид, родился на юге России. Кто были его родители, неизвестно, но с ранних лет он посвятил себя иноческим подвигам в Киево-Печерском монастыре. Из любви к пустынножительству, он, с благословения настоятеля, удалился с некоторыми из братий на север России, взявши с собою копию с чудотворной Киево-Печерской иконы «Божией Матери». На берегу Волги, ниже верст на пять от Нижнего Новгорода, на месте, напоминавшем Киево-Печерскую лавру, Дионисий выкопал себе пещеру.
Так, около 1335 года, возник Нижегородский Печерский монастырь, из стен которого, под опытным руководством подвижника, вышли преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Макарий Желтоводский Унженский, учительный старец Павел Высокий.
В 1352 году святой старец послал 12 человек из своей братии «в верхния грады и страны, идеже Бог кого благословит».
С глубоким уважением к святому Дионисию относились суздальско-нижегородские князья - Константин Васильевич и его сыновья Борис, Дмитрий и Андрей; приезжая к отцу, они посещали Печерский монастырь и делали значительные пожертвования. Московский митрополит Алексий во время своих поездок в орду посещал Нижний Новгород и, бывая в Печерском монастыре, высоко оценил благочестивую жизнь святого Дионисия, которого сначала посвятил в игумена, затем в архимандрита, а в 1374 году вызвал его в Москву для посвящения в сан епископа Суздальского и Нижегородского.
По кончине митрополита Алексия преподобный Сергий Радонежский советовал великому князю московскому Дмитрию Донскому поставить митрополитом святого Дионисия. Но великий князь настоятельно хотел видеть митрополитом своего любимца Михаила (Митяя) и созвал епископов для его посвящения в Москве, вопреки установлениям Церкви. На это смело обратил внимание князя блаженный Дионисий, и великий князь должен был согласиться с мнением Дионисия.
Митяй отправился в Константинополь для правильного постановления в митрополиты. Через некоторое время и Дионисий отправился в Константинополь, но не по собственному произволу и не для того, чтобы испросить себе сан митрополита, а по вызову его Вселенским патриархом Филофеем по церковным делам (по делу о ереси «стригольников», которая распространилась во Пскове и Новгороде).
Патриарх, лично узнав высокие достоинства Дионисия, почтил его саном архиепископа. Если бы Дионисий желал высшей чести, при расположении к нему патриарха, он, после печальной смерти Митяя, мог бы испросить себе сан митрополита. Но он не искал земной чести, - а Славы Божией желал.
В конце 1381 года Дионисий возвратился в Россию. Во Пскове и Новгороде он успел сильно потрясти тлетворную ересь «стригольников». В это же время он установил общежитие в Псковском Снетогорском монастыре.
К празднику Богоявления в 1382 году прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем Новгороде. Он укрепил и расширил вверенную ему суздальскую епархию, вернув ей Городец и Нижний Новгород, отобранные было московским митрополитом у предшественника Дионисия на суздальской кафедре. Стараниями Дионисия в это время возникает первая и древнейшая часть архиерейского дома в Суздале, фрагменты которой существуют и поныне. Для великого князя суздальского и нижегородского по заказу святителя Дионисия в 1377 году монах Лаврентий переписал знаменитый суздальский летописный свод (сейчас известный как Лаврентьевская летопись, ценнейший памятник русского летописания).
В 1383 году великий князь Дмитрий Донской, недовольный митрополитами Пименом и Киприаном, поставленными помимо его воли, обратил внимание на блаженного Дионисия. Так он оказался в Москве, а затем в Константинополе для постановления в сан митрополита, и в 1384 году Дионисий Патриархом Нилом был возведен в сан всероссийского митрополита. На пути из Константинополя Дионисий посетил Киев, но киевский князь Владимир Ольгердович, постоянный недруг великого московского князя, велел задержать и посадить под стражу святителя. Он разгневан был на Дионисия за митрополита Киприана, преемником которого должен был стать блаженный Дионисий. Киприан долгое время жил в Киеве и был дружен с киевским князем.
В пещерной келий проводил время в молитве и сокрушении сердечном святой Дионисий «тако бысть в заточении и до смерти». Святой Дионисий скончался 15 октября 1385 года и погребен в Антониевой пещере Киевской лавры.
Впоследствии частые неприятельские нашествия на Киев в XVII веке истребили мощи святого Дионисия. В синодике Нижегородского Печерского монастыря сказано: «Преосвященный митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ суздальский, а прежде того был начальник Печерского монастыря, преставися 6893 (1385) года октября в 15 день, а память его в 26 день июня». Святому Дионисию есть служба в рукописи. Молятся святому в общей службе Киево-Печерским преподобным.